Участник выставки
Воспитатель:
Житенёва Светлана Викторовна
МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка»
Дидактическое пособие «ПЛАНОГРАФ»
ФОТОГРАФИИ РАБОТ
Дидактическое пособие
«ПЛАНОГРАФ»
Формирование элементарных математических представлений
Знакомство с планом, маршрутом, ориентировка в пространстве (пособие предназначено для работы с детьми 4-7 лет)
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала своё пособие, которое доступно в изготовлении, не требует много материальных затрат, но в то же время является многофункциональным в применении и позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Цель:
- – Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- – Развивать математические представления детей 4 – 7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- – Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- – Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- – Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- – Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- – Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Развитие пространственной ориентировки:
- – учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение,
- – познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы,
- – учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- – дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года,
- – учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
На начальном этапе ознакомления с планом, использовалось данное пособие, на котором был изображен план группы с помощью материала, наклеенного на картон (очертания комнаты, окна, двери, соблюдая пропорции). Предметы мебели, которые находятся в групповой комнате, изготовлены из другого материала (естественно, это будут только силуэты – виды сверху).
Рассматриваем план вместе с детьми, как изображены окна, двери. Начинаем расставлять мебель: называю силуэт, вместе определяем, где этот предмет находится, и ставим на место. В дальнейшем дети сами смогут самостоятельно определять место каждой вещи на плане.
Изучаем, играя… (варианты работы с пособием)
- Спрятав в группе игрушку, показать на плане место, где она находится. Дети сами должны сориентироваться и найти спрятанный предмет. Или наоборот: спрятать под один из силуэтов предметов мебели на плане маленький кружочек, а в группе под шкаф на глазах у детей закатить мяч. Пусть дети определят, где должен находиться мячик на плане и найти кружочек.
- Можно предложить задание: изобразить на плане, сколько нужно поставить стульчиков по количеству детей находящихся в группе.
- Это пособие можно усложнять с каждым разом, например, дополняя его планом следующего помещения детского сада (спальней, кухней, кабинетом заведующей, медсестры и т.д.). Показывая детям план, они сами должны определить на плане место, где сейчас находятся.
- Можно сделать из плана настольную игру с фишками и кубиками – «Ходилку». Для этого нужен ещё один план, поменьше размером, предметы мебели прорисовать контурами. Нарисовать линии для ходов, как в обычной настольной игре. Правила не должны быть сложными. Проходя по плану, ребенок может говорить, где он находится, в какой комнате и около какого предмета. На небольших кусочках картона можно схематично нарисовать те или иные предметы обихода: игрушки, одежду, посуду и прочее. Продвигаясь по плану группы (спальни, раздевалки…), играющие будут подбирать встречающиеся им предметы и по пути из комнаты в комнату раскладывать их по своим местам.
Ожидаемые результаты:
- – ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- – умение успешно решать логические задачи;
- – способность соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- – развивать быстроту мышления;
- – проявление интереса к экспериментированию, способности наметить последовательные шаги развития ситуации, следовать цели, выбирать средства;
- – активно включаться в игры на классификацию и сериацию; предлагать варианты; участвовать в преобразовательной деятельности.


Версия для печати:
МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» – Житенёва Светлана Викторовна – дидактическое пособие ПЛАНОГРАФ Формирование элементарных математических представлений
Спасибо большое за замечательный материал. Очень интересная находка! Сделаю у себя в группе.
Наглядное пособие очень понравилось.Доступно в изготовление,обязательно использую у себя на занятиях с детьми!
Читая Ваше дидактическое пособие “ПЛАНОГРАФ” , приятно осознавать, что наши дети в надежных руках!!! Своевременные ориентировки в пространстве, развитие мышления-это огромная помощь в воспитании, формировании быстроты мышления, интересу к эксперементированию, активности, следованию цели . Спасибо Вам за вашу работу!
Читая Ваше дидактическое пособие ” Планограф” приятно осознавать, что наши дети в надежных руках!!! Своевременные ориентировки в пространстве, интерес к эксперементированию, следованию цели, активности и развитие мышления сделают свое дело…Ваш материал это огромная помощь в воспитании ребенка…. Спасибо за Вашу работу!!!!