1, 2, 3, 4, 5 - будем с мячиком играть

1, 2, 3, 4, 5 — будем с мячиком играть

Участник выставки

Воспитатель:
Ланина Светлана Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка»
Авторское дидактическое пособие
«1, 2, 3, 4, 5 – будем с мячиком играть»

 

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

 

Авторское дидактическое пособие
« 1, 2, 3, 4, 5 – будем с мячиком играть »

Сделать серьезное
занятие для ребенка
занимательным – вот задача
первоначального обучения.
К. Д. Ушинский

 

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми на логопедическом пункте в дошкольном учреждении прослеживаю прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям логопедического пункта мною были предложены разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

Сделаны следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями в речи:

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  • Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движения.
  • Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  • Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых  детей.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Вашему вниманию предлагаю  авторское пособие  «1.2.3.4.5 – будем с мячиком играть», для развития мелкой моторики рук, которое также используется на различных этапах коррекционной работы, способствует  развитию связной речи, развитию звукопроизносительной стороны речи.

В своей работе я  опираюсь  на рекомендации, изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и   Крупенчук О.И.

Пособие выполнено в виде книги. Каждая страница — это панно из ткани различной фактуры с использованием остатков ткани, синтепона, флиса, фетра, атласных ленточек, аппликаций и маленьких мячей (резиновых, каучуковых, деревянных, теннисных), что позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

 Методика описания игры, варианты игры:

  1. Данное пособие может выступать как отдельным этапом в каком – либо занятии. Это может быть занятие и по знакомству с окружающим миром (Например, тема «Насекомые» или «Цветы»), это может также быть занятие по развитию связной речи в рамках этой же тематики.
  1. А также занятие по развитию звуковой культуры слова. На самом деле пособие имеет характер универсальной игры. Вместо бабочки приклеиваем жука, и на занятии по звуковой культуре речи или на занятии по обучению грамоте, используем на этапе выделения и закрепления изолированного звука. (Например, какую песенку поет жук, произнеси… Ребенок изолированно и утрированно произносит звук ЖЖЖЖЖ…)
  1. Основная цель этого пособия, как уже говорилось выше, это развитие мелкой моторики. Поэтому в процессе прокатывания мячика по лабиринту, ребенок прижимает мячик ладошкой (пальчиками) и старается пройти по лабиринту, проговаривая заученные стишки.

 Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.

 

  1. Пособие-книгу можно использовать при составлении и анализе предложений по демонстрируемым картинкам.

(Например:
машина подъехала к дому
Стрекоза села на цветок )

  1. «Разноцветные шары»

Цель:

  •  — развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
  • — закрепление основных цветов;
  •  — закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

Шарик, шарик не грусти,
Что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-
Ты ж еще на небе не был.

 

  1. «Дождик»

Цель:

  • — Закрепление лексики по теме «Весна,
  • — Совершенствование грамматического строя речи,
  • — Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

Дождик капал, капал, лил
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих,
Друг на друга не похожих.
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу — и пропал!

 

  1. « Парашютисты»

Цель:

  • — закрепление гласных звуков,
  • — Развитие мелкой моторики

Ход. Ребенок прокатывает шарик (мячик) и пропевает обозначенные гласные звуки.

Мы летим на парашюте.
Мы серьезны и не шутим.
Вместе с ветром мы вдвоем
Звуки гласные поем: А – У …
До земли тут метров триста,
И поют парашютисты:

А –У,
И –О,
Э – И.

 

  1. «Едет, плывет, скачет»

Цель:

  • — закрепление по теме «Игрушки»;
  •  — совершенствование глагольного словаря;
  •  — закрепление употребления в речи предлогов (-к,-от,-по);
  • — развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая действия стихами.

Машина

Как у нашей у машины,
Об асфальт шуршали шины.
Едет-едет по дорожке
И пыхтит четвероножка.
На ногах – четыре шины,
А зовут ее машина.

Лодочка

Вот плывет моя ладья,
А на ней плыву и я.
Мы по синим по волнам
Приплывем в гости к вам.
Я  — отважный мореход,
Ловкий и умелый.
В море парусник плывет
С капитаном смелым.

Мяч

Скачет мячик, как живой.
Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал,
Лишь быстрее поскакал.

 

  1. «Спираль»

Цель:

  • развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит,
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.

 

  1. « Кто быстрее»

 Цель:

  •  -развитие мелкой моторики рук;
  • — закрепление гласных звуков;
  • — автоматизация поставленных звуков в открытых и закрытых слогах.

Кто быстрее всех придет,
Тот нектар в цветке найдет

Упражнение с пособием «Кто быстрее ?» носит соревновательный характер и выполняются одновременно двумя и более детьми. Прокатывание шариков сопровождается  пропеванием  гласных звуков ,при автоматизации поставленных звуков в  открытых и закрытых слогах (о-и, а-и, э-ы; лы. лу, ри и т.д.)

 

  1. « Падают, падают листья…»

Цель:

  •  — развитие мелкой моторики рук;
  • — закрепить лексику по теме « Осень»;
  •  — развитие связной речи.

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
по ветру вьются, летят.

 

  1. « Снежинки»

Цель:

  •  — развитие мелкой моторики рук;
  • — закрепить лексику по теме « Зима»;
  •  — развитие связной речи.

С холодного неба снежинки слетают,
Летят и на солнышке зимнем сверкают.

 

  1. «Времена года»

Цель:

  •  — развитие мелкой моторики рук;
  •  — закрепление лексики по теме «Календарь», «Времена года;
  • — развитие связной речи.

Ход. Ребенок прокатывая мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

За зимой идет весна,
Снова будет не до сна.
За весною будет лето-
Не забудем мы про это.

 

  1. «Путешествие Колобка»

Цель:

  • — закрепление изученных грамматических форм;
  • — правильное конструирование фразы;
  •  — умение ориентироваться в пространстве;
  •  — развитие мелкой моторики рук.

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях Колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

 

  1. «Жилище», « Забавные совы»

Цель:

  • — научить ребенка правильно употреблять предлоги;
  •  — закрепление лексики по теме «Дикие животные»;
  • — закрепление употребления грамматической формы предложного падежа с предлогом -В;
  • — развитие связной речи;
  • — развитие мелкой моторики рук.

Ход.1. Перед ребенком раскладывают картинки животных, в другую сторону — домики этих животных. Ребенок выбирает картинку, называет ее и находит домик, где это животное живет.

2.Предложить ребенку разложить карточки по порядку и составить рассказ о приключениях совенка в лесу. Сюжет рассказа легко изменить, меняя карточки местами на панно.

 

  1. «Угощение»

Цель:

  •  — закрепление лексики по теме «Домашние и дикие животные»;
  •  — совершенствование глагольного словаря;
  • — развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладываются картинки на панно. В одну сторону — животных, в другую —  то, что они любят. Ребенок выбирает животного, называет его, затем находит картинку, что это животное любит. Прокатывает мяч по дорожке составляя предложение.

 

  1. «Машина» и « Стрекоза»

Цель:

  •  — совершенствование глагольного словаря;
  • — развитие мелкой моторики рук.

Ход.  Прокатывает  мяч по дорожке составляя предложение. (Машина едет к дому. Стрекоза летит к цветку.)

Шла машина торопилась-
Прямо к дому подкатилась.
Стрекоза к цветку летела,
Посидеть на нем хотела.

 

Игровая задача:

ds1-ball-05
Ланина Светлана Геннадьевна

ds1-ball-thumbnail ds1-ball-01 ds1-ball-02 ds1-ball-03 ds1-ball-04

 

Версия для печати:
МБДОУ «Детский сад №5 «Звёздочка» — учитель-логопед Ланина Светлана Геннадьева —
1, 2, 3, 4, 5 – БУДЕМ С МЯЧИКОМ ИГРАТЬ

 

1, 2, 3, 4, 5 — будем с мячиком играть: 3 комментария

  1. Очень понравилось ваше пособие. Богатое, красивое, интересное для детей и педагога. Обязательно позаимствую для своей работы.

  2. Креативное авторское дидактическое пособие очень понравилось!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =

Официальный сайт отдела образования администрации города Рассказово

-->

page