«Музыкальная ширма»

Автор:

Музыкальный руководитель

Звягина Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Цветик»

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

Методическое руководство по использованию

музыкальной ширмы в ДОУ

Значимым компонентом развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующим формированию у детей эстетического и художественного вкуса, а также способности к творчеству, является Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Я предлагаю музыкальную ширму, которая поможет зонировать групповое пространство, и оформить музыкально-театральный уголок, создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала детей.

Полифункциональная двухсторонняя музыкальная ширма выполнена из ламината, обклеенного самоклеющейся пленкой, что делает ее привлекательной и безопасной для детей. На задней части боковых и вертикальных створок ширмы приклеены карманчики размером формата А4. Изменение разностороннего фонового изображения предусматривает вариативность использования ширмы в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей, будь то музыкальный концерт или театральная постановка. Ширму можно использовать как основу для демонстрации съемных наглядных пособий, изготовленных из ламината и обклеенных самоклеющейся пленкой, пособия крепятся на липучку.

Боковые вертикальные створки обеспечивают ширме дополнительную устойчивость. При необходимости они могут складываться, их ширина 0,26м. Высота ширмы 1,2м.

Ширма оснащена подиумом высотой 0,15м.  Диаметр подиума 0,75 м. Верхнюю поверхность подиума можно использовать для размещения музыкальных и театральных игр, а также различных инструментов, стимулирующих самостоятельную музыкальную и театральную деятельность воспитанников.

Красочно оформленный барабан-подиум, разделенный на сектора, является самостоятельным элементом и может использоваться как дидактическое пособие «Музыкальный барабан» для игры с детьми под руководством взрослого.

Музыкальная ширма и все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности для использования в дошкольном учреждении.

Наличие такой музыкальной красочной ширмы может способствовать развитию и организации сюжетно-ролевых игр, когда дети договариваются и выбирают замысел игры, выполняя различные музыкальные игры и задания, распределяют роли, и сюжет получает свое развитие.

Применение музыкально-дидактического пособия на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С его помощью дети быстрее усвоят требования программы по развитию певческих навыков, музыкально-ритмических движений, слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

Примеры музыкально – дидактических игр

Слушание музыки «Стена музыкального настроения»

«Музыка – цвет – настроение»

Цель: формировать представления о настроении музыки.

Игровой материал: на ширму прикрепляется съемное наглядное пособие «Стена музыкального настроения». На стене музыкального настроения на липучках  прикреплен комплект лепестков различных цветовых оттенков. Циферблат с двигающейся стрелкой и смайликами (эмоциями).

Методика применения: детям предлагают послушать музыкальное  произведение. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Дети  определяют настроение музыки, желающий ребёнок двигает стрелку на нужный символ. Однако другой ребёнок может выполнить это задание по-другому, по-своему, аргументируя свой ответ. Педагог корректирует мнение детей, приводит их к единому мнению. Сняв смайлики с циферблата, педагог предлагает собрать цветок по цветовой гамме подходящий к характеру (настроению) прослушанного музыкального произведения.

Игра на развитие тембрового слуха

«Угадай, на чём играет Петрушка»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал:ширма, съемное наглядное пособие, набор музыкальных инструментов, карточки с музыкальными инструментами, картинка домика, карточка с изображением Петрушки.

Методика применения: педагог загадывает загадку про Петрушку, отгадав загадку, педагог прикрепляет карточку с изображением петрушки в окошко домика, где живет Петрушка. Затем  показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент, педагог приглашает одного ребенка прикрепить карточку с изображением того инструмента на котором играл Петрушка. В конце игры дети объединяются в оркестр, и исполняют знакомое музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

Музыкально – ритмическая подвижная игра

«Музыкальная карусель»

Цель: учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровой материал: барабан – подиум в середину которого устанавливается стойка карусель из атласных ленточек.

Методика применения:дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг, за другом, идут по кругу под музыкальное сопровождение.

Еле, еле, еле-еле  (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите!  (останавливаются)

 

Игры на развитие ритмического слуха

Дидактическая игра«Песенки-ритмы»

Цель: развивать ритмический слух.

Игровой материал: съемное наглядное пособие с графическим изображением ритмического рисунка песенок «Петушок», «Елочка», «Во поле береза стояла», музыкальные инструменты (ложки).

Методика применения: по графическому изображению ритмического рисунка дети должны угадать знакомую песенку, определить, какими звуками записан ритм (долгими – короткими). Проигрывают песенку на любом музыкальном инструменте (ложках, барабане и др.) или просто прохлопывают. В качестве подсказки рядом с ритмом изображается рисунок, например, нарисованный петушок, поможет им вспомнить песенку «Петушок».

Музыкальная дидактическая игра «Ритмические загадки»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал:съемные наглядные пособия, барабан – подиум, на котором лежат карточки с изображением животных (птиц), ритмические карточки, изображающие долгие и короткие звуки, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен и др.).

Методика применения: педагог загадывает загадку о домашнем животном. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, про которого была загадка и прикрепляет на съемное наглядное пособие. Затем музыкальный руководитель предлагает выбрать ритмическую карточку в соответствии с изображением животного, а другому ребенку воспроизвести ритмический рисунок по ритмической схеме на музыкальном инструменте. Ритмические карточки и картинки могут быть и на разные темы.

«Музыкальная лесенка»

Цель: формировать умение различать постепенное движение мелодии вверх-вниз.

Игровой материал: съемное  наглядное пособие «Музыкальная лесенка из пяти ступеней» карточки с изображением гномиков, металлофон.

Методика применения: Ребенок играет на металлофоне песенку «Лесенка», сопровождая словами:

– Вот иду я вверх!

– Вот иду я вниз!

Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести гномиков, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания. Затем дети меняются местами. Игра повторяется.

Цель: дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и т.д.

Игровой материал: карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.

Методика применения: педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок, изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.

Музыкальная ширма также используется для организации театрализованной деятельности в групповых ячейках.

Версия для печати:

МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик» – Звягина Татьяна Николаевна – «Музыкальная ширма»

8 мыслей о “«Музыкальная ширма»”

  1. Очень интересное пособие. Наверняка детям понравится. Голосую.

  2. Очень хорошее и полезное пособие для детей!

  3. Татьяна Николаевна, очень добротное пособие! Эта музыкальная ширма поможет зонировать групповое пространство и оформить музыкально-театральный уголок, создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала детей. Музыкальная ширма и все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности для использования в дошкольном учреждении. Очень достойное пособие, огромное спасибо!!!

  4. Очень понравилось пособие “Музыкальная ширма”. Данное пособие удобно работе, выполнено из доступных, безопасных материалов. Оно способствует развитию творческого потенциала детей.

  5. Интересное, занимательное и очень нужное методическое пособие для музыкальных занятий с дошкольниками. Позволяет в игровой форме познакомить ребят с миром музыки.

  6. Интересное и необычное пособие. Использование “Музыкальной ширмы” поможет решить сразу комплекс задач : развитие слуха. памяти, певческих навыков детей. Кроме этого, у воспитанников сформируются навыки игры на музыкальных инструментах.
    Дети с интересом с удовольствием будут работать с этим пособием.
    Голосую.

  7. Очень оригинальное пособие. Его использование дает возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно. Спасибо за идею!

  8. Присоединяюсь ко всем выше сказанным комментариям. Оригинально, познавательно, полезно, многофункционально, компактно. Желаю победы!

Комментарии закрыты.

Официальный сайт отдела образования администрации города Рассказово