Региональный проект «Институт классного руководства: новый формат»
Описание
К реализации предлагается Проект, направленный на качественное обновление института классного руководства в образовательных организациях области, повышение социального и профессионального статуса классных руководителей.
Общество предъявляет новые требования к работе классного руководителя, обусловленные возрастающей потребностью в формировании у молодежи таких качеств личности, как патриотизм, гражданская ответственность, приверженность духовно-нравственным традициям своего народа. Усиливается роль классного руководителя в работе с родителями по выстраиванию единой воспитательной среды, объединяющей школу и семью. Деятельность классного руководителя выходит за рамки школы – он становится активным участником общественно-политической жизни социума, проводником и интегратором идей, способствующих улучшению качества жизни населения, усилению роли местного сообщества в решении жизненно важных проблем.
Новые задачи требуют внесения изменений в давно сложившуюся и уже не отвечающую современным условиям оплату труда за классное руководство. Проект направлен на изменение существующего принципа равной оплаты за классное руководство.
В настоящее время оплата труда классных руководителей осуществляется, главным образом, как выплаты компенсационного характера. В дополнение к указанным выплатам данный проект предполагает внедрение дифференцированного подхода к оплате труда классных руководителей в рамках распределения средств стимулирующей части фонда оплаты труда.
Использование дифференцированного подхода требует разработки системы объективных критериев оценки деятельности классных руководителей, предполагающих, в том числе, учет мнения родительской и ученической общественности. Внедрение в общеобразовательных организациях области такой системы критериев сделает возможным построение балльного рейтинга педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей, в зависимости от эффективности их труда, на основании которого будет определяться размер индивидуальных выплат стимулирующего характера.
В соответствии с проектом, новые подходы к оплате труда классных руководителей должны получить закрепление в положениях об оплате труда и дополнительных соглашениях к эффективному контракту с педагогическими работниками.
Целью Проекта:
является качественное обновление института классного руководства в соответствии с современными требованиями
Основными задачами Проекта являются:
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и социализации;
- внедрение механизмов оценки деятельности классных руководителей, способствующих повышению их общественной и гражданской активности;
- разработка и внедрение механизмов дифференцированной оплаты труда классных руководителей.
О реализации проекта Классный руководитель
Ожидаемые результаты реализации проекта
- рост мотивации педагогов к качественному осуществлению функций классного руководителя за счет внедрения новых подходов к оплате труда;
- повышение объективности при оценке эффективности деятельности классных руководителей;
- увеличение числа педагогических работников, использующих инновационные модели и технологии воспитания и социализации обучающихся;
- рост числа социально-значимых проектов, реализуемых в классных коллективах с участием родительской общественности;
- рост удовлетворенности обучающихся и родительской общественности организацией жизнедеятельности классного коллектива.
Методические рекомендации проекта классный руководитель
Методические рекомендации
по оценке эффективности деятельности
классных руководителей общеобразовательных организаций
Одним из основных видов профессиональной деятельности педагога является воспитательная деятельность. Ключевое место среди субъектов воспитания в школе традиционно занимает классный руководитель. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Классный руководитель является носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Он создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у обучающихся. Его профессиональная компетентность являются системообразующим элементом воспитательной системы образовательного учреждения, развитие которой должно привести к изменениям всего воспитательного пространства школы.
В связи с этим важное значение для системы образования имеет выработка обоснованных подходов к оценке деятельности классного руководителя.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике образовательных организаций существует множество разнообразных методов такой оценки и способов изучения эффективности работы классных руководителей. Однако выбрать среди них какой-то один оптимальный вариант достаточно сложно.
Выработка единой модели оценки работы классных руководителей затрудняется тем, что критерии и показатели эффективности такой работы не могут быть едиными для всех, а должны разрабатываться с учетом конкретных целей и задач, особенностей контингента учащихся, образовательного процесса и т.д. Кроме того, порою весьма непросто определить, насколько повлияла деятельность именно классного руководителя на произошедшие качественные изменения в личности и коллективе, так как в процесс воспитания включены все участники образовательной деятельности образовательной организации.
Тем не менее, образовательные организации на сегодняшний момент нуждаются в определенных ориентирах для выстраивания объективной системы оценки деятельности классных руководителей, в том числе – в целях формирования действенных механизмов мотивации педагогов к качественному осуществлению функций классного руководства.
В настоящих рекомендациях сделана попытка выработки таких ориентиров с учетом реалий современного общества и социальных требований, предъявляемых к школе. Методика, описанная в рекомендациях, предлагается к использованию в практической деятельности всех общеобразовательных школ Тамбовской области.
Положенный в основу рекомендаций подход базируется на сочетании двух составляющих – оценки деятельности педагога как классного руководителя и оценки эффективности его работы в этом качестве.
Следует уточнить, что эффективность определяется соотношением поставленных целей (т. е. фактически – прогнозируемых результатов) и реально достигнутых результатов деятельности классного руководителя. Под результатами процесса, в свою очередь, понимаются те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
В ходе подготовки рекомендаций был определен круг новых компетенций классного руководителя, обладающих повышенной актуальностью в условиях современного общества и в значительной мере соотносящихся с требованиями профессиональных стандартов. Содержание этих компетенций послужило основой формирования показателей оценки деятельности классных руководителей, сгруппированных, в свою очередь, в три укрупненных критерия:
- профессиональная компетентность классного руководителя;
- общественная активность классного руководителя;
- личностные качества классного руководителя, приобретающие приоритетное значение в рамках его профессиональной деятельности.
Для каждого показателя эффективности деятельности в настоящих методических рекомендациях установлены индикаторы и предложена методика их оценки (см. Таблицу 1).
Представленная методика позволяет выстроить балльный рейтинг эффективности деятельности классных руководителей образовательной организации. В соответствии с предлагаемой моделью, рейтинг каждого педагога, выполняющего функции классного руководителя, определяется суммой баллов, набранной по всем показателям, указанным в Таблице 1 (максимально возможное количество баллов – 21). Величина балла по каждому показателю подсчитывается на основании указаний, содержащихся в графе «Оценка индикатора» данной таблицы.
Данные рейтинга могут использоваться для определения размера индивидуальных выплат стимулирующего характера педагогическим работникам в рамках установления новых подходов к оценке деятельности, связанной с осуществлением классного руководства. Их рекомендуется применять при распределении той составляющей стимулирующей части фонда оплаты труда, которая предназначена для целей стимулирования деятельности по классному руководству.
Разумеется, предварительно новые подходы к оплате должны быть закреплены в локальном положении об оплате труда и в дополнительных соглашениях к эффективному контракту с педагогическими работниками, принятых с учетом норм трудового законодательства. В частности, необходимо зафиксировать, какая доля средств стимулирующей части фонда оплаты труда будет предназначаться специально на стимулирующую поддержку деятельности по осуществлению классному руководству.