Автор:
Воспитатель
Худякова Мария Андреевна
Муниципальное автономное учреждение – дошкольная образовательная организация «Детский сад №9 комбинированного вида»
Методическая разработка «Весь мир на ладони». Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства дошкольника.
ССЫЛКА НА МАТЕРИАЛЫ К РАБОТЕ
- «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
- Каким должен быть современный детский сад?
Детский сад должен быть вывернутым на изнанку, ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, – почта, пожарная часть, полицейский участок, ресторан, магазин, театр, музей, зоопарк…
- Все любят путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как только этого захотим? Ещё сложнее оказаться на дне океана, например, или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!
Наши дети были во всех перечисленных местах. Видели редких животных, неизвестные растения, живописные ландшафты. Путешествовали по морю, посетили МУЗЕЙ «ЛЕГО-ЛЕНД» в Дании, НЕОБЫЧНЫЕ музеи мира: МУЗЕЙ КАРТОФЕЛЯ, МУЗЕЙ ПОДГОРЕВШЕЙ ЕДЫ, МУЗЕЙ ШОКОЛАДА.
- Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование ребенка. Одним из ресурсов расширения образовательного пространства является информатизация. С развитием компьютерных технологий и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения виртуальных экскурсий не покидая стены д/с.
- Что такое «виртуальная экскурсия»?
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
- В Виртуальных Экскурсиях ребенок является активным участником событий , а самое главное все они позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
7. Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обойти весь музей изнутри и осмотреть его снаружи. или не покидая стен детского сада. Так же В.Э. даёт возможность познакомиться детям с тем, что в обычной экскурсии невозможно, например, с действиями пожарных на пожаре.
- По форме и содержанию провожу экскурсии 2х видов:
– фотопутешествие. Составляющими данной экскурсии –это фотографии, репродукции картин, звуковые файлы, анимация. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия. Составляющими данной экскурсии –это видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет. Пример одной из видеоэкскурсий на шоколадную фабрику (нажав на значок «плей», размещенный на картинке шоколадной фабрики, воспроизведется видео).
Так же, это и видеозаписи семейного путешествия.
- фото с родителями. Родители с удовольствием делятся своими фото и видеоматериалами, и с большим интересом включаются в процесс создания В.Э., и мы совместно с ними создаем проект. Здесь экскурсоводом выступают родители.
10. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как вгрупповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные формы виртуальных экскурсий: «Музей», «Путешествие», «Приключение», «Поход», «План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления описательного рассказа).
- В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата. Создание В.Э. разделяю на 3 этапа.
12. На подготовительном этапе.
− выбираем тему;
– определяем цели и задач экскурсии;
– выбираем экскурсовода;
- На 2-ом этапе проводим:
− отбор литературы, фото и видеоматериала;
− отбор и изучение экскурсионных объектов;
− составляем маршрут экскурсии;
− создаём презентацию;
- На 3-ем этапе проводим показ экскурсии. В итоговой беседе, вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Предлагаю воспитанникам различные виды творчества: конструирование, аппликация, лепка, рисование фрагмента или объекта из увиденного, который больше всего понравился или запомнился. Обсуждаем готовые работы. Создаём портфель экскурсовода.
Использование мультимедийных технологий позволяют делать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
- В.Э. хорошо вписываются в образовательный процесс д/с. Расскажу о нескольких направлениях.
Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира.
Замкнутое пространство детского сада создает у воспитанников лишь общую картину, похожую на мозаику. Виртуальные экскурсию использую в качестве наглядности предмета изучения. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия дошкольников .
Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
- Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений о родном городе и крае.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном городе и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, и родители имеют недостаточно знаний о своем городе,малоактивны в жизни города и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.
Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д., поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Ещё одно направление- Виртуальные экскурсии как средство эстетического воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.
А если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями. Как же говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность.
Нам помогут виртуальные музеи.
Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
- Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.
Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:
- развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитию фонематического слуха;
- в уточнении и обогащении активного словаря детей;
- владение речью как средством общения и культуры
(дети становятся более открытыми в общении, не стесняются задавать вопросы);
- в расширении представлений об окружающем мире;
- в развитии любознательности и наблюдательности.
- Еще одно из важных направлений – Виртуальная экскурсия как средство расширения границ образовательного пространства для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
- Заключение:
Считаю Виртуальную экскурсию как одну из эффективных форм организации всего учебного процесса. Так как ВЭ позволяют не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, снизилась стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей, они могут выступать в роли экскурсовода. Так же обогащают социальный опыт, дает возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для дошкольников. Для них это увлекательная игра.
- Вашему вниманию предлагаю отрывок В.Э. Полёт над Россией, который вчера на конкурсе детских проектов занял 1 место среди творческих проектов, который представляла Липунова Елизавета (ссылка вверху).
В конце хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.
- Литература:
Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование.
Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.
«Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Библиографическое описание: Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
Хрулева Наталья Владимировна. Статья: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира». Занятия по ИКТ с детьми.
Спасибо! Познавательно!
В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами д/с, города и даже страны!!! Спасибо, Мария Андреевна, за интересный и познавательный материал! Оригинально, поучительно, со вкусом!
Очень познавательно
Благодарю!
Очень оригинальная идея виртуальных экскурсий для дошкольников, актуально в современном времени
Спасибо.Очень познавательно.И от мужа тоже слова.?
Спасибо огромное за познавательную информацию!
Спасибо.Очень познавательно.И от мужа те же самые слова
Очень интересно и познавательно!! Спасибл
На самом деле, очень актуально, интересно и познавательно, вы большая МОЛОДЕЦ. Спасибо вам за предоставленную информацию.
Очень познавательно
Очень интересно и познавательно.
Интересная и полезная работа.
Мария Андреевна, очень понравилась ваша работа.
Очень познавательно!
Очень познавательно! Большое спасибо,!
Вы замечательный воспитатель. Ваши идеи и пособия, всегда познавательны для детей. Вы воспитатель с БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Спасибо. Очень интересно!
Очень познавательно и интересно!
Спасибо вам Мария Андреевна!!! Очень интересно и познавательно!
Понравилось, очень интересно
Спасибо ! Интересный и познавательный материал !
Очень увлекательный и познавательный материал! Спасибо!
Очень интересно
Спасибо очень интересная экскурсия.Много нового почерпнули .
Хорошая идея для ребятишек, расширение кругозора, развитие познавательной сферы ребенка
В ногу со временем. Спасибо.
Спасибо за методическую разработку. Очень познавательно, интересно и актуально в наши дни
Благодарю !!! Очень познавательно!!!
Очень интересно и познавательно. Мария Андреевна,Вы очень хороший воспитатель!
Хорошо раскрыта тема. Грамотно и доступно. Я для себя почерпнуть интересную информацию. Спасибо.
Спасибо. Очень интересно и актуально!!!
Очень познавательно.
Мария Андреевна, спасибо Вам большое! Очень понравилась Ваша работа. Все четко, ясно и просто изложено. Можно очень многое взять для себя, для занятий с детьми других форм. Все было очень содержательно. Ещё понравилось оформление. Очень масштабно рассказывается об экскурсиях. Так же написаны преимущества. Думаю материал с удовольствием будут смотреть как педагоги, так и заинтересованные родители. Спасибо Вам за работу, желаю дальнейших творческих успехов!!!!!!!!!
Спасибо за интересную разработку! Очень познавательно ?
Замечательная работа!
Спасибо, хорошая идея. Это возможность для родителей и их детей проводить время вместе .
Спасибо, хорошая идея. Это возможность для родителей и их детей проводить время вместе .
Позновательно Мария в хорошем объеме описано.Отличная работа!!!
Отличная идея. Спасибо.
Мария Андреевна,спасибо большое,очень интересно и познавательно???
Интересная и познавательная работа
Очень интересно и познавательно.
Спасибо! Данная информация актуальна в наше время, особенно для детей дошкольного возраста. Дети здесь видят гаджеты не только как средство для развлечения.